О музее

 

 

 

О музее

 

Мини - музей «Волга матушка»

      Концепция

     Патриотическое воспитание дошкольников становится в наше время одним из актуальных и приоритетных направлений, что обусловлено снижением нравственных устоев.

     В связи с этим воспитательную работу необходимо начинать, как только ребенок переступил порог детского сада. Ведь именно дошкольный возраст – время становления личности, формирования и развития человека как полноценного члена общества, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире. Поэтому  задача педагогического коллектива детского сада – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, городу, развивать интерес к явлениям общественной жизни, к окружающему миру. Только тогда  можно воспитать человека с большой буквы, патриота своей страны. Образовательное учреждение должно создать воспитательное пространство для развития личности ребенка. Таким воспитательным пространством, по нашему мнению, может быть организованный в ДОУ мини-музей.

     Построение образовательной среды нашего мини - музея на местном материале  выбрано не случайно, это создает условия для воспитания у дошкольников уважения к родной земле, народным художественным промыслам, культурным традициям, природе родного края. Жанр музея не только экспозиция, но и  музей – мастерская.   Размещён музей в помещении изостудии, что позволяет детям, просматривая музейные материалы, «проживать» свои впечатления в ходе занятий   продуктивной деятельностью. Пространство  музея используется как для экскурсий, так и для проведения тематических занятий.

     Основу музея составляют подлинные предметы старинной утвари, фотографии, макеты, обеспечивающие  развитие познавательного интереса у детей, эмоционального восприятия. Все собранные предметы  зарегистрированы  в музейной  картотеке, в которой записаны название и назначение предмета.

     При функционировании музея мы учитываем следующие условия:

  • приоритетность культурного наследия Ярославского края (географическое  положение, гербы, предметы быта города и района);
  • диалогичность (в музее можно провести игры, посиделки, тематические занятия: «У бабушке в деревне», « Углич – капелька России»);
  • развитие ребенка в деятельности (продуктивно – творческая, исследовательская, проектная деятельность);
  • опора на эмоционально – чувственную сферу ребенка (музыкальное сопровождение и эстетическое оформление).

     При организации посещения детьми музея мы стремимся учитывать следующие особенности и правила:

  • возраст детей;
  • не давать детям слишком большой объём информации;
  • постоянно знакомить детей с тем, как предметы попадают в музей и как они хранятся;
  • соблюдать правила поведения в музее.

     При организации в музее воспитательно-образовательного процесса мы используем разнообразные методы и формы:

  1. Наглядные – демонстрация экспозиции целиком или отдельных экспонатов по различным темам: «История города»,  «Угличские ремесла», «Прошлое и настоящее Волги» и т.д.
  2. Практические – творческие задания, моделирование, дидактические игры.
  3. Исследовательские – «Кто живет в реке», «Приключение капельки»
  4. Словесные – рассказы педагогов, беседы, чтение художественных произведений, встречи с интересными людьми: с работниками угличского музея, с художниками и поэтами, ветеранами.

 

     Цель: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики.

     Задачи:

  • развивать познавательный интерес к истории родного края;
  • воспитывать  любовь к малой Родине;
  • воспитывать  бережное отношение и чувство сопричастности к природе родного края;
  • приобщать  к культурному наследию Волжской земли.

     История создания музея

     Тематика  нашего музея была обусловлена, прежде всего, тем, что город Углич, где расположен МДОУ № 9 «Березка», находится на русской реке Волге. Особенности  ДОУ (его расположение, социум, направление работы коллектива), интерес  детей к истории реки, к растительному и животному миру, желание и творчество педагогов, побудили нас к созданию в детском саду мини – музея «Волга – матушка».

     Для создания музея  была организована творческая группа  заинтересованных педагогов, так как было необходимо:

  1. выбрать тему мини-музея;
  2. распланировать экспозиции;
  3. подобрать экспонаты;
  4. спроектировать дизайн  оформления мини-музея;
  5. систематизировать материал музея по разделам;
  6. разработать конспекты экскурсий и занятий  в мини - музее.

 

     Оборудование музея  - это начало большой поисковой деятельности, содержанием которой являются встречи с работниками городского историко-художественного музея, работа с семейными реликвиями, познавательные рассказы старшего поколения и многое другое.   В  подборе информации, материалов и музейных экспонатов  приняли участие не только  педагоги и родители ДОУ, но социальные партнеры: детская библиотека,  станция юных натуралистов, историко – художественный музей, редакция «Угличской газеты»:

* Историко - художественный музей оказал помощь в сборе материалов, иллюстрации об истории Волги.

* Музей «Гидроэнергетики» пригласил педагогов, детей к себе на экскурсию, где мы познакомились и историей ГЭС, ее прошлым, настоящим и будущим, нам подарили игру «Откуда берется свет», в которую дети с удовольствием играют и получают ответы на многие интересующие вопросы.

* Станция юных натуралистов предоставила информацию о флоре и фауне нашего края. На станции юных натуралистов мы частые гости, где экологи знакомят детей с животным и растительным миром нашего края. Дети приносят угощения питомцам живого уголка, тем самым учатся ухаживать за животными и любить свой край, свою малую Родину.

     Педагоги детского сада разработали конспекты интегрированных занятий с использованием экспозиции мини-музея «Подводное царство», «В гости к хозяюшке», «Волга-труженица» и т.д., экскурсий на Волгу, сделали подборку стихов наших угличских поэтов о Волге. 

     Творческой группой   был  реализован  ряд проектов «Волга – матушка», «Мы волжане», «История земли Угличской», «Кто живёт в реке», «Зачем нам нужна Волга» и др.  В ходе  которых дети, родители, педагоги приобщились к исследовательской, экскурсионной деятельности, направленной  на расширение познавательного интереса и привлечение новых материалов и экспонатов для музея. 

     При создании музея большую помощь оказали родители. Они были активными участниками всех проектов:  предоставляли  интересный материал о  Волге, о растительном и животном мире; подбирали иллюстрации,  рисунки.

     Целевая аудитория:  дети, родители и  педагоги.

Дата последнего обновления страницы 18.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения