Мини - музей «Волга матушка»
Концепция
Патриотическое воспитание дошкольников становится в наше время одним из актуальных и приоритетных направлений, что обусловлено снижением нравственных устоев.
В связи с этим воспитательную работу необходимо начинать, как только ребенок переступил порог детского сада. Ведь именно дошкольный возраст – время становления личности, формирования и развития человека как полноценного члена общества, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире. Поэтому задача педагогического коллектива детского сада – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, городу, развивать интерес к явлениям общественной жизни, к окружающему миру. Только тогда можно воспитать человека с большой буквы, патриота своей страны. Образовательное учреждение должно создать воспитательное пространство для развития личности ребенка. Таким воспитательным пространством, по нашему мнению, может быть организованный в ДОУ мини-музей.
Построение образовательной среды нашего мини - музея на местном материале выбрано не случайно, это создает условия для воспитания у дошкольников уважения к родной земле, народным художественным промыслам, культурным традициям, природе родного края. Жанр музея не только экспозиция, но и музей – мастерская. Размещён музей в помещении изостудии, что позволяет детям, просматривая музейные материалы, «проживать» свои впечатления в ходе занятий продуктивной деятельностью. Пространство музея используется как для экскурсий, так и для проведения тематических занятий.
Основу музея составляют подлинные предметы старинной утвари, фотографии, макеты, обеспечивающие развитие познавательного интереса у детей, эмоционального восприятия. Все собранные предметы зарегистрированы в музейной картотеке, в которой записаны название и назначение предмета.
При функционировании музея мы учитываем следующие условия:
- приоритетность культурного наследия Ярославского края (географическое положение, гербы, предметы быта города и района);
- диалогичность (в музее можно провести игры, посиделки, тематические занятия: «У бабушке в деревне», « Углич – капелька России»);
- развитие ребенка в деятельности (продуктивно – творческая, исследовательская, проектная деятельность);
- опора на эмоционально – чувственную сферу ребенка (музыкальное сопровождение и эстетическое оформление).
При организации посещения детьми музея мы стремимся учитывать следующие особенности и правила:
- возраст детей;
- не давать детям слишком большой объём информации;
- постоянно знакомить детей с тем, как предметы попадают в музей и как они хранятся;
- соблюдать правила поведения в музее.
При организации в музее воспитательно-образовательного процесса мы используем разнообразные методы и формы:
- Наглядные – демонстрация экспозиции целиком или отдельных экспонатов по различным темам: «История города», «Угличские ремесла», «Прошлое и настоящее Волги» и т.д.
- Практические – творческие задания, моделирование, дидактические игры.
- Исследовательские – «Кто живет в реке», «Приключение капельки»
- Словесные – рассказы педагогов, беседы, чтение художественных произведений, встречи с интересными людьми: с работниками угличского музея, с художниками и поэтами, ветеранами.
Цель: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к истории родного края;
- воспитывать любовь к малой Родине;
- воспитывать бережное отношение и чувство сопричастности к природе родного края;
- приобщать к культурному наследию Волжской земли.
История создания музея
Тематика нашего музея была обусловлена, прежде всего, тем, что город Углич, где расположен МДОУ № 9 «Березка», находится на русской реке Волге. Особенности ДОУ (его расположение, социум, направление работы коллектива), интерес детей к истории реки, к растительному и животному миру, желание и творчество педагогов, побудили нас к созданию в детском саду мини – музея «Волга – матушка».
Для создания музея была организована творческая группа заинтересованных педагогов, так как было необходимо:
- выбрать тему мини-музея;
- распланировать экспозиции;
- подобрать экспонаты;
- спроектировать дизайн оформления мини-музея;
- систематизировать материал музея по разделам;
- разработать конспекты экскурсий и занятий в мини - музее.
Оборудование музея - это начало большой поисковой деятельности, содержанием которой являются встречи с работниками городского историко-художественного музея, работа с семейными реликвиями, познавательные рассказы старшего поколения и многое другое. В подборе информации, материалов и музейных экспонатов приняли участие не только педагоги и родители ДОУ, но социальные партнеры: детская библиотека, станция юных натуралистов, историко – художественный музей, редакция «Угличской газеты»:
* Историко - художественный музей оказал помощь в сборе материалов, иллюстрации об истории Волги.
* Музей «Гидроэнергетики» пригласил педагогов, детей к себе на экскурсию, где мы познакомились и историей ГЭС, ее прошлым, настоящим и будущим, нам подарили игру «Откуда берется свет», в которую дети с удовольствием играют и получают ответы на многие интересующие вопросы.
* Станция юных натуралистов предоставила информацию о флоре и фауне нашего края. На станции юных натуралистов мы частые гости, где экологи знакомят детей с животным и растительным миром нашего края. Дети приносят угощения питомцам живого уголка, тем самым учатся ухаживать за животными и любить свой край, свою малую Родину.
Педагоги детского сада разработали конспекты интегрированных занятий с использованием экспозиции мини-музея «Подводное царство», «В гости к хозяюшке», «Волга-труженица» и т.д., экскурсий на Волгу, сделали подборку стихов наших угличских поэтов о Волге.
Творческой группой был реализован ряд проектов «Волга – матушка», «Мы волжане», «История земли Угличской», «Кто живёт в реке», «Зачем нам нужна Волга» и др. В ходе которых дети, родители, педагоги приобщились к исследовательской, экскурсионной деятельности, направленной на расширение познавательного интереса и привлечение новых материалов и экспонатов для музея.
При создании музея большую помощь оказали родители. Они были активными участниками всех проектов: предоставляли интересный материал о Волге, о растительном и животном мире; подбирали иллюстрации, рисунки.
Целевая аудитория: дети, родители и педагоги.